
В ее гончарной студии всё – как в творческой лаборатории: на полках изящные, идеальной формы керамические изделия, обилие работ различных форм и орнаментов. Оглядевшись, находишь в этом строгую последовательность, задаваясь вопросом: на каком же этапе творчество из увлечения переходит в профессиональный интерес, в дело, которое становится смыслом жизни.
Творческий ген…
Попытка разобраться в том, что же двигало вполне успешным фармацевтом Дианой Гюльахмедовой, однажды разом изменившей свою жизнь, привела к размышлениям об истинной природе вещей, к невольному желанию почувствовать себя частью другого мира, где ты – творец и тебе всё под силу.
В судьбе нашей героини всё складывалось так, чтобы раскрылся ее творческий дар. Одно то, что Диана осваивала гончарное дело по методичкам, из интернета, вызывает удивление: да можно ли вот так, на расстоянии, познать секрет древнего ремесла, классического и модернизированного, где изделие может быть как произведением искусства, так и неотъемлемой частью быта, бизнеса, отельных, ресторанных сетей, ведь керамика – один из основных видов декора, фишка, показатель оригинальности заведения.
Диана вспоминает, что в детстве хотела стать художником, но родители – мама-бухгалтер и отец-стоматолог – нацеливали на медицину, внушая, что лучше синица в руках, чем журавль в небе.
– Мы часто меняли место жительства, – рассказывает Диана, – жили в Чечне, Белиджах. В Махачкале я успела окончить школу, затем наша семья осела в Дербенте. Здесь я окончила медколледж с красным дипломом. Устроилась работать фармацевтом, да так увлеклась, что мне предложили стать гендиректором сети аптек. Я полностью изменила структуру сети, превратив ее в современное аптечное дело, усовершенствовала лабораторное, лечебное обслуживание. Но, работая в этой стабильной сфере, мне не доставало энергии увлечения, и это так или иначе подталкивало к творчеству.
В биографии Дианы случился Екатеринбург, ставший определенным этапом в жизни:
– Вначале я устроилась в сетевую аптеку консультантом, а после рождения дочери решила попробовать себя в делопроизводстве в сфере ЖКХ. Неожиданно творческие способности проявились в разработке и реализации проекта мебели с масштабным рисунком. Обучилась проектной деятельности, конструировала мебель. Тогда же возникла мысль поступить на архитектурный факультет, но по приезде домой вернулась в аптечную сеть. Я была уверена, что рано или поздно обрету профессию по душе, где реализую себя, свое творческое начало. В 2022 году в Дербенте открывалась мастерская народных промыслов «Ремесловъ», и я наткнулась в соцсетях на объявление о наборе туда сотрудников, в том числе требовался и гончар. Сразу отправила сообщение с рассказом о себе, творческих амбициях и желании освоить профессию мастера-гончара.
Своё дело…
– Меня пригласили на собеседование, – рассказывает Диана, – я призналась, что не владею навыками работы с глиной, чем удивила регионального руководителя «Ремесловъ» Ильяса Гасангусейнова. Однако он все же пошел мне навстречу. Пройдя недельный курс мастер-классов у потомственных мастеров-балхарок, приступила к отработке навыков гончарного искусства. Терпения мне было не занимать, – улыбается керамист. – И уже через год увлеклась работой с новыми для меня материалами: белая глина, фарфор, глазурь, роспись… В руках появлялась все большая уверенность, каждое изделие было новым шагом в овладении секретами мастерства.
Я обнаружила, что работа в прикладном деле требует от мастера, кроме сноровки, еще и положительной ауры – он вкладывает настроение в каждое изделие, и заказчик ощущает тепло его рук. На самом деле во всем, чем ты занимаешься, необходимо терпение и усидчивость. Изначально я занималась чайной посудой. Это были не обычные чашки и блюдца, а авторские работы, где орнамент был традиционным и создавал особую атмосферу тепла и уюта – такое не найдешь на полках посудных магазинов.
Диана убеждена, что ресторанный рынок – не уход от искусства, а мощный трамплин для создания новых трендов для ресторанов и кафе. Это не только посуда, это и предметы декора – вазы, панно, подсвечники, создаваемые под конкретный интерьер. Сотрудничество с дизайнерами еще больше расширяет поле деятельности керамиста – востребованы ландшафтные элементы, сосуды, контейнеры, ёмкости.
Диана уже сама проводит мастер-классы. В Дербенте, ставшем туристической Меккой России, стильная современная глиняная посуда пользуется все большим спросом у местных рестораторов: этнические мотивы привлекают туристов, помимо уникальной национальной кухни, они хотят получать удовольствие от интерьера, отражающего огромное разнообразие народных ремёсел.
Штучный товар…
–Современные возможности позволяют керамистам экспериментировать как угодно, предлагая технологии-открытия, широкий спектр керамических масс и глины с добавками, – рассказал коллега Дианы Артём, раскрывая секреты «лезгинской глины» – пористой, но придающей современным формам из керамики индивидуальность, особый шик. Раскатывая глину как тесто, он рассказывал о том, что происходит с изделием после печки, насколько занимателен процесс глазурования неповторимого рисунка, нанесенного на изделие – в рукотворном деле не может быть равнодушия, иначе невозможен никакой бренд.
Мастерская Дианы действительно стала брендом. Ее изделия, предметы декора можно встретить в модных ресторанах и в престижных деловых центрах. Современные, стильные, они отражают время, его динамичность и новизну. Для мастера немаловажное значение имеет сакральный смысл изделий: «Живая сила прошлого, обретая таинственную магию, превращалась в оберег, передавалась в поколениях как ценная реликвия, защищающая от сглаза, злых духов».
Каноны древнего искусства
Раскрывая секреты древних мастеров, декоратор обращается к истокам. Издревле керамикой занимались женщины, и Диана уверена, что женское начало придает человеческой природе гармонию отношений, душевность. Каждое изделие можно назвать оригинальным образцом народного искусства, оно хранит традиции тепла, гостеприимства, куначества, всего того, из чего создан Дагестан.
Здесь вдохновляет сама атмосфера древнего Дербента, где каждый камень дышит многовековой историей, создает особое настроение, ощущение родства с дербентцами, живущими своим укладом в городе с необыкновенной аурой, создаваемой мистическими тенями караванов Шелкового пути.
Диана рассказывает, что в древнем городе прикладное творчество пользуется популярностью, а мастер-классы – обычное явление. И, что примечательно, организаторы предлагают пробовать лепить, овладевать другими ремеслами детям с ранних лет. В её родовом лезгинском селе Джаба Ахтынского района некогда существовало гончарное ремесло, но с тех пор много воды утекло, и никто этим направлением уже давно не занимался.
Теперь прерванная рукотворная нить обрела продолжение, получив новое звучание, новые символы. И подтверждение тому – победа в Республиканском конкурсе грантов Главы Дагестана. Керамист активно сотрудничает с ФЛНКА, проводящей серьезную работу в области проектной деятельности в сфере культуры, истории, образования. И уже дочь Эмина серьезно размышляет о своем предназначении в прикладном искусстве.
Прикасаясь к истокам народных промыслов, Диана Гюльахмедова видит в своем деле миссию – сохранение древнего искусства многонационального края, в котором, как в шкатулке с секретом, можно найти самое ценное, самое дорогое, что греет душу и сердце…






