
О своей любимой работе, о приоритетах и проблемах рассказала Татьяна Леонтьевна Захарова, отличник образования Республики Дагестан, директор Дошкольного образовательного учреждения № 16 «Чебурашка» г. Каспийска.
– В качестве главной задачи руководителя детского сада я вижу создание эффективной системы управления, способствующей улучшению воспитательного процесса, профессиональному развитию педагогов, сотрудничеству с другими организациями и повышению конкурентоспособности учреждения.
Не менее важно обеспечение благоприятных условий для всестороннего и полноценного развития воспитанников, забота об их здоровье и благополучии. Для достижения всех этих задач считаю необходимым иметь такие качества, как ответственность, честность, открытость и порядочность коллектива.
Как отметил детский психолог Л.А. Венгер, «быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться», а не просто уметь читать, писать и считать. Мы должны научить ребенка управлять своим поведением и планировать действия для достижения целей, он должен уметь решать задачи, соответствующие возрасту, применять знания для новых ситуаций и воплощать свои идеи в творчестве – будь то рисунок, постройка или рассказ.
Мы в нашем саду создали атмосферу дружелюбия, творчества и стремления к знаниям. Дети с удовольствием учатся, играют и общаются, чувствуя себя в безопасности и комфорте.
Для повышения профессионализма и вовлеченности педагогов мы внедряем инновационные технологии, организуем повышение квалификации, существенное значение имеет и самообразование.
Для повышения профессионального уровня педагогов проводятся конкурсы мастерства, мастер-классы и воркшопы, действует программа наставничества, поддержки молодых специалистов. Наши наставники – опытные педагоги высшей категории с большим стажем Сефият Рагимова и Ирина Толкодубова.
В нашем детском саду эффективность воспитателей оценивается по развитию детей и их готовности к школе, участию в конкурсах, вовлечённости в дополнительные программы, обеспечению безопасности, профессиональному росту и активному взаимодействию с семьями. Педагог-психолог Алина Мусина проводит тренинги с использованием арт-терапии, сказкотерапии и игровых методов для снижения стресса и улучшения психологического климата.
При подборе кадров на должность воспитателя я, прежде всего, ценю безусловную любовь к детям и искреннее желание работать. Это должен быть творческий, амбициозный педагог, открытый экспериментам и постоянному профессиональному росту, умеющий использовать профессиональные новации.
Наш воспитатель ярко проявила себя на конкурсе «Воспитатель года», используя презентации, дидактические игры и нейросети для создания мультфильма. Творческий потенциал педагогов раскрывается также через мастер-классы, круглые столы, проектные работы и спектакли. Мы активно используем современные образовательные инструменты и развиваем проектную деятельность.
Наши воспитанники демонстрируют заметный прогресс в обучении. Особое внимание уделяется кружку «Школа песочной анимации», где программа адаптируется под каждого ребенка. Занятия с песком развивают восприятие, внимание, память, речь и моторику, а также готовят руку к письму.
Для успешного обучения детей с особыми потребностями требуется адаптация образовательной программы – это анализ документов, общение с семьей и изучение индивидуальных потребностей ребенка. На основе этих данных создаётся индивидуальный образовательный маршрут с созданием условий, с адаптированными играми и занятиями, при тесной связи с родителями.
Эффективные практики включают мейнстриминг, создание адаптивной среды с сенсорными и социальными зонами, а также применение ИКТ, арт-терапии и коррекционной ритмики. Важно вводить новые элементы постепенно, использовать положительное подкрепление, сотрудничать с родителями и создавать атмосферу доверия и безопасности.
Мы активно вовлекаем родителей в образовательный процесс через круглые столы, беседы, конкурсы, выставки, праздники и мастер-классы. Такое участие обогащает жизнь детей и поддерживает образовательную работу. Конкурсы, например «Новогодняя поделка» и «Герб моей семьи», способствуют совместному творчеству и укрепляют связь между детским садом и семьями.
Конфликты между родителями и педагогами – распространённая проблема системы образования и общества в целом. Причины бывают разными, и даже при высоком профессионализме воспитателя возникают сложности. Однако большинство родителей и педагогов понимают, что лучший выход – не противостояние или пассивность, а серьёзное и осознанное сотрудничество. Ребята, чувствующие поддержку семьи, обычно относятся к обучению серьёзно и настойчиво. Родители играют ключевую роль в образовательном процессе, выступая первыми учителями и советчиками, глубоко влияют на развитие личности и успехи ребёнка.
Семья в России и Дагестане переживает непростой период: растёт число разводов, внутрисемейных конфликтов, семей социального риска, матерей-одиночек и безработных женщин. Отсутствие у многих родителей чувства ответственности за воспитание детей негативно сказывается на формировании будущего поколения.
Еще одна серьёзная проблема — нехватка квалифицированных кадров в дошкольных учреждениях. Низкий уровень заработной платы отпугивает молодых специалистов, иногда воспитателями работают из-за обстоятельств, при этом низкая зарплата может привести к снижению качества работы, что, к сожалению, не редкость.
Хотя громких побед у нас пока нет, мы обрели нечто ценное: наш коллектив стал настоящей семьёй, где все помогают друг другу в радости и трудностях.
Мы ставим перед собой задачу поддерживать высокий уровень квалификации педагогов и сейчас сосредоточены на улучшении условий труда как важнейшем факторе мотивации для профессионального роста – так мы реализуем основные направления работы в рамках программы развития на 2025–2028 годы и дорожной карты.
Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть, как наш коллектив не просто развивается, а расцветает, стремясь к новым вершинам мастерства! Сердца в нашей дружной семье дошкольного образования бьются в унисон, заряжая друг друга энергией и силой. Именно в сплочённой команде рождается та энергия, которая превращает усилия в реальные результаты. Наши выпускники – живое отражение нашей работы, наша гордость и надежда!
С особым трепетом мы храним традицию: каждую весну, в мае, воспитанники вместе с родителями и педагогами сажают маленькие саженцы – символ надежды. С каждым годом аллея выпускников растёт, наполняясь зелёными памятниками нашим детям. Я смотрю на этот живой уголок, и вспоминаются слова Антона Павловича Чехова из «Дяди Вани»: «Когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я понимаю, что климат во многом зависит и от меня». Эти слова точно отражают суть моей профессии и наполняют меня гордостью за причастность к важному делу.
Хотя мой опыт руководителя пока небольшой, я понимаю, что современный заведующий ДОУ – это одновременно педагог, исследователь, управленец, стратег, психолог и даже бизнесмен. Чтобы успешно управлять дошкольным учреждением, нужно сочетать все эти качества и быть многогранной личностью.
Если вы стремитесь оставаться таким руководителем, вас ждёт много труда и постоянная работа над собой. Но в итоге цель оправдывает все усилия – воспитание будущего поколения!
Бари Каратова