
В районе современного Кизляра в XVI веке были основаны русские пограничные крепости Терки-1 (1567), Терки-2 (1579) и Терки-3 (1589). Поселение Кизляр впервые упоминается в 1652 году.
Важным событием в истории Кизлярского городка стало посещение его Петром I. Великого реформатора давно привлекали русские владения на Тереке. Он считал их наиболее благоприятными для развития виноградарства, виноделия, шелководства, мареноводства (выращивания марены – растения, из которого получали дешёвый краситель) и рисосеяния. Эти отрасли хозяйства только начали возникать в России, причём именно на Тереке и в Астрахани.
Первый раз Петр побывал на Тереке в июле 1722 года во время кратковременной остановки его флотилии в устье реки по пути в Дербент. Но тогда он успел посетить лишь город Терки-3.
Второй раз Петр побывал здесь осенью того же года, когда возвращался из Дербента в Россию. В конце сентября он осмотрел Терские (Брагунские) горячие источники и выкупался в них. В этот период на месте будущей крепости располагался Кизлярский перевоз – хорошо освоенный брод, который использовался военными отрядами, послами и торговыми кораблями. При этом так называемом Государевом перевозе находился караул, охранявший поселение от набегов иноземцев и воровских людей. Но не прошло и два года, как поселение было полностью уничтожено наводнением 1725 года.
Шли годы, и только в 1735 г. генерал-аншефом В. Левашовым была основана первая русская крепость на левом берегу Терека. С этого времени Кизляр становится торговым центром на Северном Кавказе.
Из поколения в поколение передавались легенды, одна из которых гласит, что в этих краях жило много красивых девушек – так и появилось название Кизляр (в переводе с тюркского кыз – «девушка», а ляр – показатель множественного числа).
Но историки всё же склонны видеть в слове Кизляр тюркское «красный обрыв» (кызыл + яр), что подтверждает и хронология: название крепости появилось позже, чем название реки.
Как бы то ни было, упоминание об этом городе мы находим во многих старинных источниках.
Во время Кавказской войны частые набеги иноземцев – Надир-шаха, Ушурмы и Кази-Магомеда – ослабляли крепостные сооружения. Крепость просуществовала более 100 лет, а в 1858 году приобрела статус города. В 1922 году город был включен в состав Дагестанской АССР: в 1937 – 1944 годах он был в составе Орджоникидзевского (Ставропольского) края, с 1944 года – Грозненской области, а в 1957 году был вновь передан Дагестану.
Кто бывал в Кизляре?
За многовековую историю Кизляра в нем побывало много известных людей. Во-первых, как было уже сказано, – Петр I. Он посетил старое кизлярское поселение дважды: во время своего Персидского похода летом и осенью 1722 года. Именно с указами Петра I связаны перемены в жизни Кизлярского края. Была составлена научная карта Каспийского моря и прилегающих к нему областей. На основании его указа исследовались минеральные источники и нефтяные месторождения на Каспии, началась добыча нефти, что способствовало активизации и расширению торговых связей с Россией.
По величайшему повелению императрицы Анны Иоанновны генералу Василию Левашову было предписано заложить Кизлярскую крепость со всеми городскими учреждениями. Левашов – один из талантливых боевых генералов русской армии, служивших на Кавказе (он прослужил здесь 14 лет), сподвижник Петра I, пользовавшийся его особым уважением и доверием.
Александр Васильевич Суворов в 1779 году совершает инспекторскую поездку, чтобы осмотреть состояние оборонительной линии и крепостей, в том числе Кизлярской. Великий полководец, который провел более шестидесяти сражений и ни в одном не потерпел поражения, был на этих землях в феврале 1779 года в течение месяца.
Петр Иванович Багратион, выходец из старинного рода грузинских князей, родился в Кизляре в 1765 году в семье полковника. В 1782 году был определен князем Потемкиным в Кавказский мушкетерский полк. Так начиналась военная служба героя Отечественной войны Багратиона, которая была прервана смертельной раной главнокомандующего на Бородинском поле. «Лучший генерал российской армии», – отзывался о нём сам Наполеон.
Побывал здесь и Михаил Юрьевич Лермонтов. Он писал: «Изъездил Линию вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе...». Лермонтов жил долгое время в станице Шелковской у своих родственников, владельцев Шелковского завода, потомков основателя первого российского шелковичного завода, армянского купца Сафара Васильева. Общался с казаками и слушал под шум вод Терека их рассказы о жизни и быте сельчан, легенды, баллады о казацкой удали. Так у Лермонтова возник замысел прекрасной баллады «Дары Терека». Именно здесь, на Кавказе, появились шедевры русской литературы – поэмы «Демон» и «Мцыри», роман «Герой нашего времени».
Николай Иванович Пирогов изъездил Дагестан, в том числе низовья Терека. Он учил медиков на практике применять свои выдающиеся научные открытия в ходе боевых действий. Будучи в Кизляре, Пирогов организовал антихолерные и антималярийные лечебные учреждения. Именно в этих краях Пирогов провел первые эксперименты, изобрёл наркоз и неподвижные гипсовые повязки. В 1847 году, будучи в Кизляре, он подарил военному госпиталю своё изобретение – наркозный аппарат. Сколько было спасено жизней и сколько воинов избежало мучительных болей!
Лев Николаевич Толстой проходил воинскую службу на Кавказе с 1851 по 1854 год. Участвовал в боевых действиях; подолгу жил в станице Старогладовской. Часто бывал в Кизляре. Толстой вместе со своими сослуживцами сажал деревья-белолистки вдоль кизлярских дорог. Здесь он сделал наброски основного содержания, образов и характеров главных героев повести «Казаки». Многие из этих записей, сделанных в Кизляре, использовались потом и при написании произведений кавказской тематики: «Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник». Именно из Кизляра в редакцию журнала «Современник» была послана первая его повесть «Детство».
Александр Дюма (старший), автор романа «Три мушкетера», в 1858–1859 гг. путешествовал по Кавказу. Этому путешествию посвящены две его книги, одну из которых он так и назвал «На Кавказе».
Максим Горький в 1888 году работал в кизлярских краях в рыболовецкой артели. Угловатый рабочий парень, бродяга-самоучка, он поражал рыбаков своей начитанностью, смелостью и оригинальностью мысли, необычайно ярким словом. Он же в общении с ними находил образы будущих своих героев. Прототипами героев одной из первых его повестей – «Мальва» – стали рыбаки Крайновки.
Александр Бестужев-Марлинский за участие в восстании декабристов был сослан в Якутск. В 1829 году переведен на Кавказ, рядовым отдельного Дербентского батальона. Именно здесь из-под его пера вышли замечательные повести «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур», которыми зачитывался даже император России. В 1834 году, будучи проездом в Кизляре, несколько дней гостил у будущего коменданта кизлярской крепости, поэта, драматурга и переводчика Павла Катенина.