пятница, 02 мая 2025
6+

«Мама спецназа»

Этот разговор был крайне непростым. Айида Примова-Караханова – мать героя СВО Руслана Примова, офицера спецназа Росгвардии, майора с позывным «Самур», погибшего при выполнении служебно-боевых задач в ходе спецоперации на территории Запорожской области. Она согласилась дать интервью, поговорить о себе, о своей боли, материнских переживаниях, о том, как пережила потерю сына и стала помогать другим.

Мы очень благодарны ей за эту нелегкую беседу и надеемся, что откровения нашей героини помогут другим, таким же матерям и женам, жизнь которых в один миг изменилась раз и навсегда.

«Самур»… Под этим именем знали героя новые друзья и непримиримые враги. Название реки в родном Магарамкентском районе стало позывным для обладателя крапового берета Руслана Примова.

– Последний наш  разговор с сыном закончился его словами: «Все нормально, все хорошо, родная мама! Я с тобой после совещания поговорю». Это было 11 июля 2023 года в 15:30, – рассказывает Айида, глядя на нас полными горечи глазами. – Я и подумать не могла, что через два часа он погибнет, даже мыслей таких не возникло! О смерти сына узнала позже всех… Все село наше знало... А я собирала «гуманитарку», покупала травяные чаи для военнослужащих. Когда вышла из дома после разговора с сыном, набежали тучи и хлынул ливень, наверное, в тот момент он погиб…

 А муж с друзьями был в лесу, на шашлыки поехали. Пили за победу, и он, оказывается, зарыдал, как будто почувствовал…

Я возвращалась домой, услышала крики, сразу не поняла, откуда они раздаются. Подошла ближе – у дома стоит скорая помощь. Подумала, она к свекрови приехала, а оказалось, ее вызвали для меня. Дом полон народу, все рыдают… Невозможно пройти… Я не поверила, ведь всего пару часов назад я слышала голос сына. Начала звонить сыну, он не отвечал, позвонила начальнику связи, и он подтвердил страшную весть. «Где он?!» – кричала я,  его сослуживец ответил: «Тетя Айида, Руслан передо мной…»

До сих пор этот парень корит себя за то, что сообщил мне. А тот юноша, которого прикрыл собой мой сын, называет меня мамой, – делится с нами Айида, едва сдерживая слезы.

– Было ли предчувствие беды?

– Не в тот день. Еще год назад, когда сын приехал в отпуск, я его ругала и отговаривала ехать в зону боевых действий, а он мне ответил, что я родила и воспитала офицера, что у тех, кто на фронте, тоже есть матери. И как он им потом в глаза посмотрит? Я спорила: а кто мне в глаза посмотрит, если тебя не станет? А он всё твердил: «Я не могу не вернуться»… На его шевроне было написано: «Работаю, брат!» Так мы и проводили сына.

Он не сразу уехал: услышал, что мы с мужем спорим, и развернул машину – попросил нас не ругаться. Я расстроилась, знала, что возвращаться – плохая примета, а сын успокаивал: «Не верь в приметы, мама».

Накануне трагедии мне приснился сон, что Руслан ранен в голову, именно в то место, куда ему попал осколок. Я проснулась в холодном поту. Уже тогда материнское сердце подсказывало, что случится беда…

Боль от потери сына так и не удалось заглушить. Я буду жить с нею теперь до конца своих дней.

– Как это произошло?

– Со слов его сослуживцев, по командному пункту одной из воинских частей Минобороны со стороны ВСУ был нанесен ракетный удар. Спустя 20 минут на место обстрела вместе с медико-эвакуационной группой приехал Руслан – майор, командир группы спецназа. Оценив обстановку и зная, что противник может применить тактику повторного удара,  он принял решение организовать эвакуацию пострадавших в безопасное место. Сам с оставшейся частью группы приступил к оказанию первой медицинской помощи. Рискуя жизнью, помог ребятам, самостоятельно вынес двух раненых. Убедившись, что группа вышла в безопасное место, вернулся назад, в кустах обнаружил раненного в ногу солдата. Наложил жгут, вколол промедол и пытался его поднять, и в этот момент – новый прилёт. Услышав взрыв, он накрыл своим телом солдата – этим он спас его...

– Сын хотел быть офицером с детства?

– Да. Он рос справедливым мальчиком. Любил спорт, хорошо учился в школе. Руслан – старший в семье, у нас ещё две дочки. Примерный сын, заботливый, ответственный брат... Быть офицером он мечтал с детства. В 2010 году сын поступил в Пермский военный институт войск национальной гвардии России на факультет технического обеспечения. После выпуска по распределению был направлен в Астрахань командиром взвода техобеспечения отряда. После 4 лет службы получил право ношения крапового берета – высшей формы отличия спецназовца. Его назначили командиром группы, и он с первых дней принимал участие в СВО. За мужество и отвагу при исполнении воинского долга был награжден первым орденом Мужества.

Капитан Примов выполнял задачи по сопровождению военнопленных ВСУ с завода «Азовсталь», комбината имени Ильича, обеспечил охрану и сопровождение 12 колонн с более чем 2000 военнопленных. За выполнение этих сложных задач ему было досрочно присвоено звание майора.

Айида Примова рассказала, что Руслан помогал подчинённым, держал связь с родными погибших товарищей, поддерживал мирных жителей на присоединённых территориях. Руслан был из тех, кто никогда не пройдет мимо чужой беды. Он был суровым бойцом, прошедшим через горнило войны, но, помогая жителям Запорожской области, потерявшим свои семьи и дома, он проявлял невероятную сердечность и теплоту. И сегодня Айиде с мужем приходят письма с благодарностью от семей, получавших помощь.

– За время службы сына полюбили и сослуживцы, и жители Запорожья. Он помогал детям, многодетным семьям, пожилым людям. Руслан проявил себя и в Молочанске – над этим районом взял шефство Дагестан. После гибели там установили мемориальную доску. Особенно часто его вспоминает семья Морковкиных. Для восьми деток он стал ангелом-хранителем. Глава села Осипенко Бердянского района Запорожья Юлия Отришко теперь считает своим жизненным девизом фразу, которую услышала от майора Росгвардии «Самура», коменданта этого района нового региона России Руслана Примова: «Для нас невыполнимых задач нет».

– Когда российские войска нас освободили, проукраински настроенные жители грозили: «Подождите, придут орки, узнаете, почём фунт лиха». И вдруг к нам в администрацию входит стройный, подтянутый парень, с доброй улыбкой. Мы звали его «Наш Самур»… В Руслане воплотились самые лучшие качества российского солдата – верность долгу, благородство и человечность, – рассказывала Юлия при встрече.

Мать бережно хранит все вещи сына в домашнем музее… В комнате Руслана ничего не изменилось. Все так же, как и при его жизни.

– Да, его комната превратилась в музей. Ничего не выбрасываю, мне так легче. Здесь остался его запах. Одежда пахнет его любимым одеколоном, – тяжело вздыхает собеседница. – Здесь собрано все: первые тетрадки и первые рисунки, первые награды и дневники, «счастливые» рубашки и ленты выпускника, разгрузочный жилет, телефон, документы, открытый флакон любимых духов «Саваж», два ордена Мужества и краповый берет – его святыня, которую он категорически запрещал брать в руки всем, кроме меня…

Сейчас Айида находит отдушину только в одном – помогает участникам СВО и семьям погибших бойцов.

– Покупаю продукты, медикаменты, другие необходимые вещи и с волонтёрами передаю нашим ребятам. И верю, что все наши сыновья вернутся с победой домой живыми и невредимыми, – твердо говорит «Мама спецназа» – этот позывной ей присвоили сослуживцы сына.

А совсем недавно она сама поехала в Запорожье и встретилась с семьями, которые опекал её сын, привезла подарки малышам.

Айида часто встречается с боевыми товарищами Руслана. И они в каждом своём видеосообщении скандируют хором: «Мы отомстим за «Самура!»

Память об офицере спецназа Росгвардии майоре Руслане Примове навсегда останется в сердцах не только его родных, сослуживцев и спасенных им мирных граждан Запорожья, но и в сердцах всех дагестанцев, всех россиян.

                                                                                          Виолетта Ратенкова

Рубрика: 

 

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)